Профессия психолога у всех на слуху, и спрос на психологов только растет. Но в мире до сих пор существует ряд заблуждений об этих специалистах. Сегодня мы рассмотрим часть из них и развеем эти мифы вместе.
Миф 1: "Психолог – это ментор, это тренер, публичный спикер".
Есть психологи, которые читают лекции для масс, но это скорее исключение. Работа психолога проходит один на один с клиентом. Психолог не будет мотивировать клиента сделать какое-то конкретное действие. Задача психолога - это задать такие вопросы, чтобы у клиента появилась внутренняя мотивация сделать так, как он считает правильным.
Миф 2: "У психолога есть правильные ответы на все вопросы клиента".
Психология - это встреча с собой. Психолог не будет давать вам готовых ответов. Психология предполагает, что у нас внутри есть ответы на все вопросы. Поскольку все люди разные, то и подход у каждого человека к решению поставленных задач индивидуален. Психолог направляет клиента для раскрытия его пути, помогает обнаружить какие инструменты и стратегии подойдут клиенту.
Миф 3: "Нет ничего сложного в том, чтобы задавать вопросы".
Все, кто проходил тренинг по психологии, сходятся в одном, вопросы задавать совсем непросто. Не все вопросы одинаково полезны. Правильно заданный вопрос должен быть открытым. В этом и состоит польза психологических-сессий: психолог задаст вам такой вопрос, о котором вы никогда раньше не задумывались. Зачастую это может полностью изменить вашу перспективу на рассматриваемую тему.
Миф 4: "Любой человек легко и быстро может стать психологом".
Да, любой человек может стать психологом - при наличии достаточной подготовки и практики. Двухдневные курсы не сделают из вас психолога. Пройденный модуль университета психологии, который не был закреплен практикой и без должной поддержки, не сделает из человека профи. Как любое обучение - это длительный процесс.
Миф 5: "Психология - это про достижение конкретных физических целей".
Психология помогает как в достижении физических, так и абстрактных целей, таких как: отношения, определение цели в жизни, обретение внутренней опоры. Она позволяет справляться со сложностями, которые встречаются на жизненном пути.
Миф 6: "Рынок психологии переполнен, каждый второй сейчас психолог".
На самом деле потребность в психологах только растет, а число квалифицированных специалистов до сих пор остается небольшим. Кто-то считает, что в ближайшем времени искусственный интеллект заменит психологов, но природа людей такова, что мы можем открыто говорить только с живым человеком. Мало кто готов довериться алгоритмам в личных вопросах.
Миф 7: "Психология подходит только тем, у кого все плохо и есть проблемы".
Психология, безусловно, поможет тем, у кого есть сложности. Но она более эффективна в ситуациях, когда в жизни все хорошо. В таких случаях сессии помогают быстрее расти и улучшать показатели в разных сферах жизни.
Миф 8: "У меня все плохо, и никто мне не поможет, особенно психологи".
Такая установка - это скорее действие когнитивного искажения. Если человек уверен, что ему никто не поможет, то правда ли ему нужны изменения, готов ли он работать над собой. Возможно, такая позиция дает свои бонусы и человеку в ней комфортно. "Все плохо" - это тема неправильно направленного фокуса. Если человек готов работать и выходить из этого состояния, то психолог как раз поможет развернуть фокус внимания в сторону позитивных изменений.
Миф 9: "Одной встречи с психологом достаточно".
Изредка такое случается, но психология - это скорее про постепенный рост. Качественные, системные изменения не происходят за один раз. Это можно сравнить с занятиями в спортзале: мы же не ожидаем, что после одной тренировки сразу сбросим вес и подкачаем мышцы в нужных местах. Не нужно ходить на сессии всю жизнь. Они требуются всем в определённые периоды жизни, когда мы застряли в одной точке или хотим изменить какую-то ситуацию в жизни.
Миф 10: "Психолог должен разбираться в моей сфере деятельности".
Будет лучше, если психолог не разбирается в сфере деятельности клиента. Поскольку экспертные навыки психолога могут внести искажение. Когда психолог не являетсяэкспертом в сфере клиента, его взгляд не замылен, он остается нейтральным, как белый лист, и возвращает вопросы клиенту. Это и позволяет обнаруживать интересные наблюдения, которые иначе были незаметны или неочевидны.
Скажите, были ли у вас такие мысли про психологию?
М.Н. Платунов, психолог отделения дневного пребывания